Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Потерянные миры»
Вы хотите запомнить сайт «Потерянные миры»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Музей деревянного зодчества «Костромская слобода»

развернуть

Сегодня мы посетим с вами один из старейших в нашей стране музей деревянного зодчества под открытым небом, основанный в 1955 году. Среди экспонатов вы можете увидеть одни из древнейших памятников церковной деревянной архитектуры всей Центральной России XVI-XVII вв.

 

31 фото

 

Музей деревянного зодчества «Костромская слобода»

 

Фотографии и текст Кирилла Моисеева

 

1. Создание в Костроме музея деревянного зодчества было связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 гг. В 1946 — начале 1950-х гг. в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова, после чего и началось создание коллекции музея с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий памятников культового назначения и крестьянских домов и хозяйственных построек (бань, амбаров, мельниц) XIX — начала XX вв.

 

01

2. Сам музей находится в живописном месте в районе впадении реки Костромы в Волгу и Ипатьевского монастыря. Идти туда можно сначала около 2 км вдоль набережной, затем по лесу.

02

 

3. Теперь посмотрим на артефакты истории. На фото — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Относится к широко распространённому типу клетских церквей (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями).

 

церковь Всемилостливого Спаса

 

4. Храм состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом.

 

04

 

5. Ужик.

 

Ужик

 

6. Справа — мельница-шатровка из деревни Спас Нерехтского района. Её основной объем с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию.

 

мельница-шатровка из деревни Спас Нерехтского района

 

7. Дом крестьянки Чапыгиной начала XX века из деревни Большое Андрейково Нерехтского района.

 

07

 

8.

 

08

 

9.

 

09

 

10.

 

10

 

11.

 

11

 

12. Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района 1 половины XIX века постройки. Дом состоит из двух частей — передняя, используемая для жилья, и задняя, для зимовки домашнего скота. Вместо привычного дымохода, в таких домах использовалась вытяжная щель в потолке, а в подклете под полом крестьяне хранили зимой овощи и другие продукты. Задняя стена скотного двора имеет двойную толщину, чтобы тепло лучше сохранялось. На втором ярусе располагается сеновал и кладовая для хранения различного инвентаря.

 

Дом крестьянина Тарасова

 

13. Вновь крестьянский дом Скобелкина середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. В доме восстановлен интерьер крестьянского жилища. Характерной особенностью дома является то, что сени в нем имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными для жилого помещения (лавки, стол, кровать, шкафы). Во внутрь не смогли попасть — закрыто было.

 

крестьянский дом Скобелкина

 

14.

 

14

 

15. На мой взгляд, самая красивая постройка музея, церковь ярусного типа Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв.

 

церковь ярусного типа Илии Пророка из села Верхний Берёзовец

16.

 

16

 

17. В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — «Всевидящее око». На восточной грани свода размещено «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом» Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена «Разделение ризы Христа» по смыслу поставлена напротив «Распятия» на западном лотке свода.

 

Иконостас четырехъярусный, царские врата резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, завитки и классически ясную симметрию композиции.

 

17

 

18.

 

18

 

19.

 

19

 

20. Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом крестьянина Ершова середины XIX века из деревни Портюг Межевского района. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями — «мостом». Из сеней можно попасть в неотапливаемую горницу. Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.

 

Дом крестьянина Ершова

 

21. Пароконная сенокосилка 1940-х гг. для скашивания травы. Её рабочая часть включался в себя режущий аппарат, состоящий из пальцевого бруса, внутри которого движется нож. Такая косилка по производительности заменяла труд 8-12 косцов.

 

Пароконная сенокосилка

 

22.

 

22

 

23.

 

23

 

24. Дом крестьянки Лоховой XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области.

 

Дом крестьянки Лоховой

 

25. Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом Липатова 1857 г. постройки из деревни Журавлёво Макарьевского района. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова.

 

Дом Липатова 1857 г. постройки

 

26.

 

26

 

27.

 

27

 

28. В заключение, знакомьтесь, древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района (1552 г.)

 

церковь Собора Пресвятой Богородицы

 

29. Не менее важная часть экспозиции — коллекция старых глиняных игрушек начала 20 столетия.

 

Петровская глиняная окарина (свистулька) — один из древнейших духовых инструментов. Главное отличие Петровской глиняной игрушки заключается в зеленовато-буром цвете. Устроена окарина гениально. В глиняном изображении человека или животного или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определённым углом расположен рассекатель. На нём-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе окарины предназначены для изменения высоты звука. Декоративные орнаменты: «ёлочки», вертикальные вмятины, точки.

 

Петровская глиняная окарина (свистулька)

 

30. Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области. Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились до 2000 гончаров.

 

Петровская (она же Сусанинская) игрушка

 

31. Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте. Цвет глазури — однотонный зеленоватый или коричневый. Петровские мастера смешивали два сорта глины — коричневую и красную. Украшением игрушек выступают орнаменты в виде елочек, вмятинок и точек. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Сюжеты, которые чаще всего встречаются в петровской игрушке — это различные животные (домашний скот, а так же олени, лоси, медведи и т.д.), мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Игрушки делают на трех или четырех опорах.

 

31

 

32.

 

32


Источник →

Ключевые слова: История, Шкафы
Опубликовал Анатолий 好 , 01.12.2016 в 09:16

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Анастасия Комарова
Анастасия Комарова В Костромской слободе есть сказочный уголок "Тридевятое царство". Неплохо было бы упомянуть и о нём. В "Тридевятом царстве" установлены деревянные скульптуры сказочных персонажей: баба Яга, Змей Горыныч, чёрт, гуси-лебеди, козлёнок и многие другие. Хозяин сказочного городка подсказывает идеи для интересных фото. Можно "обуть" огромные деревянные лапти, побывать пушкарём деревянной пушки, посидеть в ступе бабы Яги, будет отличное развлечение для детей и взрослых. Мы побывали в этом Музее во время теплоходного круиза. Текст скрыт развернуть
4
1 декабря 16, в 12:18
Наталья Политова (Панова)
Наталья Политова (Панова) Жаль. что "за верёвки не заходить". Как хотелось бы всё разглядеть поближе, в руках подержать! Интересно. возможно ли это в каком-нибудь российском музее? Текст скрыт развернуть
0
1 декабря 16, в 19:34
Run Николаева
Run Николаева Красиво. В музее деревянного зодчества "Витославлицы" под Великим Новгородом тоже много интересного. Текст скрыт развернуть
0
11 января, в 14:15
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Лучшее за неделю
Почему история Руси до крещения была головной болью советских историков

Почему история Руси до крещения была головной болью советских историков

Период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно “стандартное” идеологическое лекало – не был похож ни первобытнообщинный строй, ни на раб

Белка Затейница (Шелл) 24 мар, 00:30
+136 70
Блюдо из немецких диверсантов. История, рассказанная дедом о своей первой награде

Блюдо из немецких диверсантов. История, рассказанная дедом о своей первой награде

Блюдо из немецких диверсантов В начале Великой Отечественной войны на фронт попал колхозник-сибиряк не совсем призывного возраста, лет эдак около шестидесят

Белка Затейница (Шелл) 21 мар, 01:10
+106 7
Нет ответа — 10 научных загадок, которым нет объяснения

Нет ответа — 10 научных загадок, которым нет объяснения

Казалось бы, наш мир изучен вдоль и поперек и у науки уж точно найдется ответ на любой интересующий нас вопрос. Однако как бы не так. До сих пор существует мн

Белка Затейница (Шелл) 22 мар, 00:33
+84 14
Все-таки наш мир - удивительное место! 7 вещей на Земле, которые не объяснить земной логикой

Все-таки наш мир - удивительное место! 7 вещей на Земле, которые не объяснить земной логикой

История нашей планеты полна поразительных загадок. И целой жизни не хватит, чтобы их разгадать. Но мы можем ненадолго заглянуть в замочную скважину двери

Белка Затейница (Шелл) 25 мар, 01:17
+37 5
Русская деревня в объективе немецкого солдата

Русская деревня в объективе немецкого солдата

Советские крестьянки из деревни Акимовка. Зима 1943 года. Калужская область. Всё фотографии, представленные в нашем обзоре, были сделаны немецким фотог

Олег Смирнов 21 мар, 20:12
+34 8

Новости МирТесен

Присоединиться

Поиск по блогу

Новости партнеров

Facebook Like Box

Обсуждаем
Все-таки наш мир - удивительное место! 7 вещей на Земле, которые не объяснить земной логикой

Все-таки наш мир - удивительное место! 7 вещей на Земле, которые не объяснить земной логикой

История нашей планеты полна поразительных загадок. И целой жизни не хватит, чтобы их разгадать. Но мы можем ненадолго заглянуть в замочную скважину двери

Белка Затейница (Шелл) 25 мар, 01:17
+37 5
Почему история Руси до крещения была головной болью советских историков

Почему история Руси до крещения была головной болью советских историков

Период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно “стандартное” идеологическое лекало – не был похож ни первобытнообщинный строй, ни на раб

Белка Затейница (Шелл) 24 мар, 00:30
+136 70
Нет ответа — 10 научных загадок, которым нет объяснения

Нет ответа — 10 научных загадок, которым нет объяснения

Казалось бы, наш мир изучен вдоль и поперек и у науки уж точно найдется ответ на любой интересующий нас вопрос. Однако как бы не так. До сих пор существует мн

Белка Затейница (Шелл) 22 мар, 00:33
+84 14