Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Потерянные миры»
Вы хотите запомнить сайт «Потерянные миры»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Подстаканники

развернуть

Подстаканник – подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони.

Подстаканники


Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла... Сами понимаете, что чай в Дореволюционной России был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы для того, чтобы защищать нежные ладони мужчин. В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только техническую функцию. Выглядел подстаканник в то время, наверное, более чем неказисто и нереспектабельно…

Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.

XIX и начало XX века, до Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР), характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений (готика, возрождение, модерн).

После 1917 года подстаканник, наряду с другими характерными реалиями «буржуазного» быта, был заклеймен позором как «мещанская принадлежность», поэтому их производство временно прекратилось. Тем не менее, он продолжает занимать достойное место в быту, но теперь уже у творцов революции. Причем в почете у советских вождей была кухонная утварь, произведенная еще в царской России. Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями. В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка. Сильный импульс к внедрению в широкие слои народных масс подстаканник получил в середине 1920-х годов. Молодое государство отказалось производить посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала. Чтобы горячий стакан не обжигал рук большевистского руководства, ему была необходима достойная и вместе с тем простая защитная окантовка. В СССР формируются жесткий «корпоративный» стиль, а также атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, многочисленных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляется и подстаканник.
Именно в этот период в СССР бурно развивается железнодорожное сообщение между регионами, начинается индустриализация. На новые места едут молодые специалисты с семьями, в вагонах попроще – рабочие мчатся на великие стройки. Пассажиропоток резко возрастает, возникает необходимость в обеспечении более-менее комфортного прибывания пассажиров в многочасовом, а то и многосуточном пути. Чайку попить – обязательно, а что может быть удобнее подстаканника для чаепития в качающемся вагоне?! Он и устойчив, и защищает хрупкий стакан. Не удивительно, что Министерство путей сообщения стало самым крупным заказчиком подстаканников в стране. Таковым оно остается и сейчас. Примечательно, что и в вопросе внедрения подстаканников в поезда СССР не был новатором. Впервые на железных дорогах подстаканники появились еще в конце XIX века. Именно тогда директор департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министр путей сообщения Российской империи С. Ю. Витте реорганизовал российскую железнодорожную систему и решил привнести в путешествия атрибуты комфорта и уюта. В какой-то момент стаканы в поездах в качестве эксперимента пытались сделать пластиковыми. Но пассажиры не приняли новшества: такая посуда оказалась недостаточно устойчивой, к тому же это нововведение не лучшим образом сказалось на вкусе горячего напитка. Так что подстаканник себя отстоял. Интересно, как описывает чай по-адмиральски в поезде писатель Михаил Веллер в рассказе «Океан»: «Чай по-адмиральски — это так: берется тонкий чайный стакан в серебряном подстаканнике, наливается крепчай­шим горячим свежезаваренным чаем, бросается ломтик лимона и сыплется три ложечки сахара, а рядом становится бутылка коньяка. Отхлебывается чай. И доливается до верху коньяком. Еще отхлебывается — и еще доливается. И вот когда стакан еще полный, а бутылка уже пустая — это и есть настоящий адмиральский чай».

Начиная с 30-х годов ХХ века, подстаканник вдруг становится популярным, мало того, он начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит эта идея. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высоко точная штамповка. Подобран и материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида – серебро.

Поскольку подстаканник в этот исторический момент это «зеркало» событий, происходящих в СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства.

Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие. Интересно еще и то, что на этот временной период приходится расцвет производства самодельных подстаканников. Места их изготовления это: «зоны» и оборонные заводы.

Примечательно , что, несмотря на такой расцвет производства и популярность у граждан, цена на подстаканники составляет немалую сумму: за изделие из МНЦ, мельхиора, серебра - от 2 до 5 рублей за штуку, из алюминия и нержавейки – от 1 до 2 рублей.

Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены. Можно только примерно подсчитать количество предприятий, выпускавших это изделие широкого потребления. В Советском Союзе их насчитывалось около 30...

Сейчас тоже выпускаются подстаканники и их спектр широк: от авторских высокохудожественных работ до заводских штамповок. Что касается авторских подстаканников – здесь все понятно: тенденция на эксклюзивность. С заводскими штамповками победнее: глухари, кабаны (есть в серебре и с позолотой) или пере штамповка старых образцов, но не всех, а таких как «Советский Космос» и «новый Крым». Также известны подстаканники, изготовленные из пластика и пластмассы, но художественной ценности у этих изделий никакой.
Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты - даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки - например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма - польские мастера представили парные подстаканники "На двоих", что очень романтично.
Основным заказчиком подстаканников до момента упразднения в 2004 году являлось Министерство Путей Сообщения (МПС), на железных дорогах которого и проще всего встретить некогда такой популярный в народе предмет. На этих славных путях сообщения до сих пор встречаются очень редкие образцы Советских подстаканников. Они, как найденные при раскопках бивни вымершего крупного Союзно-Советского Социалистического мамонта, дают нам возможность ощутить дыхание давно прошедшей эпохи судьбоносных свершений, великих побед и такого же великого маразма. Так, что оказавшись в поезде, обязательно закажите горячего чайку…



Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось "за чаем", сколько решилось проблем! Ведутся разговоры, пробуется варенье "нового урожая", чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. И вдруг появляется стакан в подстаканнике.Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.

Подстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой "На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову" . Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год

Подстаканники


Подстаканник "Городская сценка в лавке" с дарственной гравировкой. 1878 год

Подстаканники


Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?
Подстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. 1890, Россия, Санкт-Петербург

Подстаканники


Подстаканник "Кавказъ" в виде бочонка с черневым орнаментом. Серебро, литье, гравировка, чернь. Вес- 89гр. Высота- 9см. Клейма: 84 пробы, герба города, пробирного мастера "ВП" над датой 1886, мастера "ИН". Россия, Москва,1886 год

Подстаканники


Подстаканник в нео-русском стиле с надписью "Пейте на здоровье". Россия, Москва, неизвестный мастер, 1880-е гг

Подстаканники


Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная "витражная" эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894 год

Подстаканники


Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Вес-152гр. Высота- 10см.. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год

Подстаканники


Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей "Горожанин и горожанка". Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 год

Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники


Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники
Подстаканники



Коллекционер Владимир Волков

http://xexe.club/241373-podstakanniki.html


Опубликовал Анатолий 好 , 12.02.2018 в 20:42

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Гуськов
Владимир Гуськов 13 февраля, в 15:28 Нынче хлебосольное чаепитие в России большая редкость и не из-за дефицита подстаканников. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Лучшее за неделю
С кем воевали наши предки? Тыкайте рожей Запад в историю. Требуйте от них покаяния!

С кем воевали наши предки? Тыкайте рожей Запад в историю. Требуйте от них покаяния!

. А у посольства Великобритании каждый год должны проходить митинги, а послу в Москве предлагали покаяться. "Я за то, чтобы сделать мейнстримом ( активн

Белка Затейница (Шелл) 13 июн, 23:10
+150 18
Время интересных историй: Случай на кладбище

Время интересных историй: Случай на кладбище

У каждого из нас есть свои способы и методы борьбы с плохим настроением, депрессией и тоской. Одни идут в кино, другие - в магазин, третьи же, наоборот, запираются

Олег Смирнов 14 июн, 15:10
+42 3
Назван признак скорой смерти человека: за 7 дней до смерти вы почувствуете эти симптомы

Назван признак скорой смерти человека: за 7 дней до смерти вы почувствуете эти симптомы

О смерти говорить в слух не принято в наше время. Это очень щекотливая тема и далеко не для слабонервных. Но бывают моменты, когда знания очень полезны в особеннос

Олег Смирнов 16 июн, 17:19
+28 32
Из воспоминаний Джона Стейнбека:"Ваша страна единственная, в которой полицейские читали Хемингуэя"

Из воспоминаний Джона Стейнбека:"Ваша страна единственная, в которой полицейские читали Хемингуэя"

Из воспоминаний Джона Стейнбека о поездке в СССР. Писатель Джон Стейнбек в редакции газеты «Известия». 1963 год "...Зашел я в гастроном посмотреть,

Белка Затейница (Шелл) 14 июн, 22:58
+23 5
Товары из СССР на снимках западного фотографа в 1959 году

Товары из СССР на снимках западного фотографа в 1959 году

В 1959 году американский фотограф Харрисона Формана сделал весьма внушительный фоторепортаж о СССР, в котором были представлены Москва, Грузия, Узбекистан и Казахс

Олег Смирнов 14 июн, 17:52
+22 6

Последние комментарии

дмитрий Ильинцев
Рустембек Мусурманкулов
Anatoly

Поиск по блогу

Facebook Like Box

Обсуждаем
Миф о зарплате в СССР в 120 рублей. А вы что помните?

Миф о зарплате в СССР в 120 рублей. А вы что помните?

Интересная тема про то "как было в СССР". Помните? 120 рублей можно увидеть только если поставить себе такую задачу, поэтому придётся врать, или за

Белка Затейница (Шелл) 19 июн, 23:45
+19 18
Поставьте дома стакан с водой, солью и уксусом. Через сутки вы увидите то, что скрыто от ваших глаз!

Поставьте дома стакан с водой, солью и уксусом. Через сутки вы увидите то, что скрыто от ваших глаз!

Вы когда-нибудь замечали, что когда приходите домой, то чувствуете в нем только удушье, тревогу, головные и желудочные боли? Тысячи людей испытывают странное чув

Олег Смирнов 19 июн, 18:42
0 1
Инопланетяне: добрые, злые, равнодушные?

Инопланетяне: добрые, злые, равнодушные?

Naked Science провел свое небольшое расследование, пытаясь понять, как могут отнестись к нам «братья по разуму», когда прилетят на Землю. Уравнение Дрейка было

Олег Смирнов 12 июн, 18:08
+5 9
Что может рассказать о вас день вашего рождения?

Что может рассказать о вас день вашего рождения?

Помните песенку из популярного кинофильма, в которой бедным аборигенам ужасно не везло, потому что в их календаре были одни понедельники, и, чтобы все исправить, н

Олег Смирнов 18 июн, 18:06
+9 2
Девочка родилась с амулетом в руке. С этим украшением полгода назад похоронили её тётю

Девочка родилась с амулетом в руке. С этим украшением полгода назад похоронили её тётю

Таиланд — страна, в которой преобладает буддистская религия, здесь в народе передаётся множество рассказов о случаях реинкарнации. В Таиланде широ

Олег Смирнов 19 июн, 18:40
+16 6